Более двух с половиной столетий в нашей стране святая мученица Татиана почитается как покровительница студентов. Изначально Татьянин день отмечали исключительно учащиеся МГУ – при этом в университете была построена домовая церковь во имя римской мученицы.
Но со временем традиция распространилась на всех студентов, независимо от учебного заведения, срока обучения и факультета. В УлГПУ имени И.Н. Ульянова более десяти лет осуществляется набор на направление подготовки «Теология». Координатор этого направления со стороны Симбирской епархии, настоятель Троицкого храма Новоульяновска иерей Николай Генсицкий рассказал «ПС» о своих студенческих годах, обязанностях координатора и о том, зачем в светском вузе нужна теология.
– Отец Николай, расскажите, как вы пришли в Церковь?
– Мой отец – священник, и это, безусловно, сыграло существенную роль. Я был воспитан в соответствующей системе координат. Вместе с тем, когда я окончил школу, отец предоставил мне полную свободу выбора: сам выбирай то, что считаешь нужным.
Я окончил Саратовский государственный социально-экономический университет. Правда, к концу третьего курса уже точно знал, что буду поступать в семинарию. Но решил завершить обучение, чтобы не бросать начатое дело на середине. Позже я окончил Саратовскую семинарию, год проучился в Московской духовной академии, которая находится в Троице-Сергиевой лавре. Я счастлив, что это время было в моей жизни, что была возможность прожить там этот год. Священником я стал в Саратовской епархии. Владыка Лонгин писал мне рекомендацию при поступлении в академию, и он же меня рукоположил, когда я вернулся.
– Поскольку вы приехали в Ульяновск из другого региона, хотелось бы услышать ваше мнение о нашем городе в целом и о церковной жизни в частности.
– Мое первое впечатление об Ульяновске – это спокойный, тихий город. И мне это нравится. Я приехал сюда в сентябре 2020 года, был вечер пятницы. Обратил тогда внимание: на улицах мало людей. В Саратове, наоборот, в этот день все выходят из дома, идут в рестораны, кафе. Город гудит допоздна. А здесь – тихо. По крайней мере, это мое субъективное восприятие. Небольшое количество людей на улицах есть, конечно, но нет массовой истерии.
Город зеленый, ухоженный. Он, конечно, меньше, чем Саратов. Но это только на первый взгляд, пока не попадешь на левый берег. Что касается церковной жизни, то мне бросилась в глаза одна интересная черта. Здесь прихожане, как мне показалось, очень инициативны. Они интересуются, как живет приход, вносят свои предложения в его развитие. Это, с одной стороны, может быть подспорьем для настоятеля, а с другой, создать определенные трудности. Инициативные люди очень помогают настоятелю организовывать жизнь прихода. Но некоторые прихожане часто не понимают, как живет приход, за счет каких средств, и поэтому часто вносят нежизнеспособные предложения. Ведь средства и возможности Церкви ограничены. Она, слава Богу, может обеспечить насущные нужды, выполнение минимальных задач: чтобы храм был открыт, чтобы там было тепло и светло. Поэтому порой такая инициативность оказывается причиной центробежных тенденций, что очень вредит жизни прихода и отвлекает настоятеля от насущного.
В целом, по-моему, в Ульяновске такое же количество прихожан, что и в Саратове, если иметь в виду процент верующих к населению города.
– Есть ли у вас другие должности, кроме настоятеля храма?
– В епархиальном управлении я являюсь помощником правящего архиерея. Недавно обязанностей прибавилось – меня назначили руководителем отдела по культуре Симбирской епархии. Кроме того, должность помощника архиерея предполагает взаимодействие с высшими учебными заведениями, в частности, с педагогическим университетом. Там я координатор направления подготовки «Теология» со стороны епархии.
– Какие функции выполняет координатор этого направления?
– Прежде всего, это коммуникация между вузом и епархией. Еще я решаю разного рода организационные вопросы, помогаю в составлении графика преподавателей-священнослужителей. Прямо скажу, ранее я ничем подобным не занимался. Я работал в Саратовской семинарии, но только преподавателем. Сейчас мой труд имеет совсем другой характер.
– На ваш взгляд, направление «Теология» в светском вузе имеет право на существование или здесь изначально заложено некое противоречие?
– На мой взгляд, имеет. В противном случае возникает вопрос о преподавании, например, философии в вузах. Как и теология, это тоже в определенном смысле мировоззренческая дисциплина. И даже хорошо, что здесь, в ульяновском вузе, существует это направление подготовки.
Сама формулировка второй части вопроса уходит корнями в наше прошлое, когда было зачищено везде, где только можно, всякое упоминание о Боге. И хотя прошло уже 30 лет, мы все еще испытываем влияние этого прошлого. Потому и может казаться, что преподавание теологии в вузах – невозможно в светском обществе. Оно возможно. И чтобы понять это, следует взглянуть на опыт других стран, где в университетах теология уживается с прочими науками, и никаких проблем по этому поводу не возникает.
– Какие проблемы вы видите в связи с существованием направления «Теология» в вузах?
– Общая проблема состоит в безрелигиозности современного мира. Недаром иногда современное общество называют постхристианским. Если уровень религиозности общества становится ниже, то и людей, которые в принципе желали бы учиться на таком направлении, как «Теология», также становится все меньше и меньше. Направление «Философия», кстати, испытывает похожие трудности. Недаром я поставил теологию в связку с философией. Ведь конкурс на отделении Философии сейчас тоже куда ниже, чем, например, на IT-специальности.
Жить только ради тела, ради комфорта и материальных благ, как говорится, сегодняшним днем, приятно только какое-то время. Но рано или поздно, как правило, наступает момент, когда человек об этом жалеет. Это мой опыт.
Процессы секуляризации, которые идут сейчас, в каком-то смысле даже более опасны, чем те, что были сто лет назад. Сейчас никто явно, открыто не борется с Церковью, не изымает церковное имущество, не преследует священников. Выбран новый подход, новый метод. Говорят так: зачем думать о возвышенном, живи сегодняшним днем, потребляй как можно больше. И вот этот метод оказывается куда более эффективным, вытесняя мысль о Боге на обочину.
– Есть ли у этого направления перспективы в нашем городе?
– Всегда хочется видеть впереди только хорошее. Перспективы у этого направления в Ульяновске, безусловно, есть. Но для этого нужно трудиться как преподавателям вуза, работающим на направлении, так и священнослужителям. Недавно, в конце декабря, состоялось собрание духовенства Симбирской епархии, на котором владыка Лонгин призвал всех священнослужителей активно распространять информацию о направлении среди потенциальных студентов. Не следует думать, что это даст мгновенный эффект. Но всегда, когда начинается какая-то работа, она рано или поздно дает результат.
Важно, чтобы направление набиралось не по остаточному принципу, а его выбирали мотивированные люди. А любой мотивированный человек найдет себе применение. Перспектива такая – трудиться, трудиться и еще раз трудиться всем!
Беседовал Алексей Горюнов,
доцент кафедры философии и культурологии
УлГПУ им. И.Н. Ульянова
№ 2 (562) 26 января 2022 г.
Газета «Православный Симбирск»